«И с новою сказкой на сцену вернемся»
Статья о постановке детского мюзикла «Буратино»
Автор: Романова Юлия Дмитриевна, студентка II курса Воркутинского филиала ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»
В мае 2019 года в Воркутинском драматическом театре имени Б.А. Мордвинова состоялась премьера детского мюзикла «Буратино» на музыку петербургского дирижера и композитора Станислава Горковенко, написанного по мотивам сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Премьера была приурочена к объявленному Году театра в России и прошла в преддверии 50-летнего юбилея Воркутинского филиала колледжа искусств Республики Коми.
История озорного и упрямого деревянного мальчишки всем знакома с детства. Сколько было снято фильмов и мультфильмов, поставлено спектаклей по данному сюжету! Приятно, что Воркутинский драматический театр не стал исключением – спектакль прочно вошел в репертуар театра, и радует зрителей вот уже четвертый сезон.
Режиссёром-постановщиком спектакля стал молодой актёр и режиссёр Академического театра драмы имени В.Савина Захар Комлев, а художником-постановщиком – Анна Репина, лауреат премии Правительства Республики Коми имени В.Савина в области драматургии. Спектакль режиссерски и художественно выстроен так, что рассказывает уже как бы свершившуюся историю, но одновременно в нем представляется каждый персонаж отдельным большим эпизодом, создавая впечатление концертно-театрального действа. Яркие костюмы, красочный грим, подвижная декорация, то изображающая повозку, то сцену, то поле в «стране дураков», то дно пруда – с легкостью переносят зрителя на место действия. Безусловно, Комлеву и Репиной удалось создать такое сценическое пространство, в котором много раз с невероятной скоростью переставляется подвижная декорация, каждый раз меняя сценическую картину спектакля.
И композитор, и режиссёр-постановщик – каждый по-своему подошел к трактовке сюжета сказки Толстого. Горковенко «упразднил» Дуремара – Комлев вернул его в спектакль. Зато в сценической версии мы не увидим Сверчка, Крысу, Летучую мышь и других всем известных персонажей. Это нисколько не мешает развитию сюжетной линии, а, наоборот – придает спектаклю динамичности.
Выбор актеров для постановки – еще одна большая удача режиссера. Ведь артист не только должен подходить под роль по фактуре, сценическому амплуа и прочим «показателям». Артисты в данном спектакле должны еще и петь, причем вживую, т.к. все вокальные номера персонажей идут в сопровождении «живого» инструментального ансамбля, состоящего из студентов и преподавателей Воркутинского филиала Колледжа искусств Республики Коми. Не каждый драматический театр может похвастаться наличием в труппе оркестра, но благодаря содружеству двух коллективов – театра и колледжа искусств – эта идея получила свое воплощение. Замечательно, что роль оркестра не ограничилась только лишь музыкальным
сопровождением спектакля – музыканты стали неотъемлемыми участниками действа: иногда коллективно поддакивали или пожимали плечами, а иногда и вовсе наравне с актерами включались в драматический диалог.
По задумке композитора, мюзикл предназначен для детского театра, т.е. вокальные партии могут петь как сами дети, так и взрослые – для детей. Музыка С.Горковенко, написанная в стиле бродвейских мелодий, заняла особое место в спектакле. Низкие и угрожающие нотки в песне Карабаса Барабаса или нисходящие хроматизмы, придающие «Волшебной музыке» загадочность и таинственность – великолепная работа Станислава Константиновича Горковенко. Музыка его настолько образна, что, даже не видя персонажей, а слыша только мелодию, можно без труда сказать, что происходит на сцене или какой герой перед нами находится. Необходимо отметить и удачную оркестровку клавира (мюзикл сочинен композитором для голосов в сопровождении фортепиано), в этом заслуга руководителя инструментального ансамбля Ольги Обоскаловой.
Что интересно, режиссер Захар Комлев по-новому трактовал некоторые музыкальные фрагменты авторского мюзикла. Так, например, танго Артемона, которое мы слышим в спектакле, согласно клавиру Горковенко, принадлежит не четырёхлаповому другу Мальвины, а Пьеро (композиторская версия образа Пьеро вызывает ассоциации с многочисленными танго Александра Вертинского – символа эпохи, кумира эстрады первой половины ХХ века). А песня Артемона решением режиссера была отдана поэтичному Пьеро. Такая значительная подмена музыкальных образов двух персонажей кажется оправданной: энергичное танго подчеркнуло решительный характер Артемона, готового всегда защищать свою хозяйку Мальвину, а выразительная, лирическая музыка песни в исполнении Пьеро придала его характеру еще большую поэтичность.
В октябре 2019 года мюзикл «Буратино» стал участником III Северного театрального фестиваля «Современный театр – молодому зрителю. Традиции и новые практики», где получил приз зрительских симпатий. В январе 2020 года «Буратино» был показан во время гастролей в столице Республики Коми – в г.Сыктывкаре. Летом 2020 года спектакль стал финалистом интернет-конкурса творческих произведений и интернет-сайтов «Премия за доброту в искусстве «На Благо Мира-2020» в номинации «Театр».
Мне повезло стать участником инструментального ансамбля постановки «Буратино» в его третьем сезоне (партия саксофона). Это бесценный, ни с чем не сравнимый опыт: выступая на сцене театра, мы учимся слушать и общаться с артистами через музыку, поддерживать и помогать им. У нас нет дирижера – мы чувствуем каждый вздох, каждую интонацию артиста, готовые следить за всеми поворотами голоса и изменениями в каждой новой песне. Мы учимся ответственности: от нас во многом зависит настроение всего спектакля, его темп, его слаженность. С каждой репетицией, с каждым показом спектакля, семья из музыкантов и актёров становится всё крепче, дружнее и сплоченнее. И эту доброту мы «пропагандируем» нашим зрителям от мала до велика. Слова финальной
песни всех участников спектакля «… и с новою сказкой на сцену вернемся!» стали девизом для нас всех.
Спектакль «Буратино» – неотъемлемая часть репертуара Воркутинского драматического театра им. Б.А. Мордвинова. Аншлаги, восторженные лица детей и взрослых, яркие эмоции, незабываемые впечатления – сказка, которая навсегда останется в сердце.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.